Государственное учреждение образования "Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации"

Главная

Одно окно

Для Вас, родители

Педагогам

2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Нормативные правовые документы

Постановление Министерства Образования Республики Беларусь от 26 июня 2017 года № 65 об Учебных планах специального образования на 2017/2018 год

Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2017/2018 учебном году»

Инструктивно методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2017/2018 учебном году»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Каникулы 2017/2018 учебный год

Нормативные правовые документы, регулирующие деятельность учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования расположены на сайтах отдела специального образования Министерства образования Республики Беларусь www.asabliva.by и Национального института образования www.adu.by

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЦИКЛОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ , РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Республиканский семинар – практикум на тему: «Использование методики TEACCH в
работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Опыт Великобритании»

03 мая 2018 года на базе государственного учреждения образования «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» совместно с международным общественным объединением «Волюнтас» (исполнительный директор Г.Н.Шварц) состоялся республиканский семинар-практикум на тему: «Использование методики TEACCH в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Опыт Великобритании». Участниками семинара являлись педагоги учреждений образования г. Могилева, Гомельского областного ЦКРОиР, работающие с детьми данной категории.
Зарубежные специалисты (Линда Моррис, консультант по раннему вмешательству детского центра Nevill Hall  Hospital, Уэльс, Великобритания; Хелен Керрел, специалист по раннему вмешательству, логопед  детского центра Nevill Hall  Hospital, Уэльс, Великобритания) представили опыт работы по организации обучающей среды, индивидуальному планированию работы с детьми с РАС по методике TEACCH, визуальному структурированию материалов в заданиях и видах деятельности, организации деятельности с использованием методики TEACCH в условиях образовательного учреждения и семьи.
Педагоги Могилевского городского ЦКРОиР презентовали свою систему работы с детьми с аутистическими нарушениями в условиях специального класса и  семьи (Скоробогатова А.В., учитель специального класса).
В завершении семинара все участники пришли к выводу, что обмен опытом является одной из эффективных форм сотрудничества между специалистами разных стран. Эта позволяет достигать максимально положительные результаты в работе с детьми с РАС и их семьями.

Использование фонетической ритмики в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха

12 апреля 2018 года на базе государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка № 4 г. Могилева»  состоялось городское методическое объединение учителей-дефектологов, учителей, воспитателей учреждений образования, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи и нарушением слуха, организованное Могилевским городским ЦКРОиР по  теме: « Использование фонетической ритмики в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха».
В ходе заседания участники методического объединения познакомились с опытом работы педагогов «Дошкольного центра развития ребенка № 4 г. Могилева» с детьми с нарушением речи и слуха. Присутствующим  был предложен просмотр занятия  с детьми старшей группы интегрированного обучения и воспитания по образовательной области «Искусство» (музыкальная деятельность) по теме: «Весенние мелодии». Данное занятие было представлено в виде совместной  деятельности музыкального руководителя Комаровой Н.П. и учителя-дефектолога  ГУО «ДЦРР №4 г.Могилева»  Патрусовой Н.Н.,   по музыкальной стимуляции детей с нарушением слуха. Живое  обсуждение между участниками заседания проходило после просмотра занятия и видеоматериалов достижеий в музыкальной и художественно-речевой деятельности выпускников ГУО «ДЦРР №4 г.Могилева» с нарушением слуха. 
Интерес у присутствующих вызвала возможность, выполнить практические упражнения с элементами фоноритмики. Организованное учителем-дефектологом ГУО «ДЦРР №4 г. Могилева» Патрусовой Н.Н.
После просмотра  видеоматериалов по проведению дидактической игры с включением фонетической ритмики в работе  с  дошкольниками с нарушением слуха участники заседания отметили преемственность в работе воспитателя Дрягиной Л.И. и учителя-дефектолога.
Учитель-дефектолог ГУО  «Ясли-сад №81 г. Могилева» Зоричева С.А. поделилась опытом работы над вибрационным компонентом в развитии темпо-ритмической стороны речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха, представила практические пособия, используемые в работе по данному направлению. 
Старший преподаватель кафедры специальных психолого-педагогических дисциплин ГУО МГУ им. А.А. Кулешова Томашева Е. П. акцентировала внимание присутствующих на научно-методических основах организации и проведения фонетической ритмики с детьми с нарушением слуха.
При подведении итогов заседания педагоги отметили, что  встреча была содержательной, насыщенной и продуктивной, а представленный опыт был практически полезным  и возможен в применении не только с детьми с нарушением слуха, но и с детьми с нарушениями речи в работе над произносительной стороной речи.

Особенности организации коррекционно-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста», организованное Могилевским городским ЦКРОиР.

05 апреля 2018 года на базе государственного учреждения образования «ДЦРР №7 г.Могилева» состоялось городское методическое объединение учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи (далее ПКПП) учреждений дошкольного образования в форме методической гостиной на тему: «Особенности организации коррекционно-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста», организованное Могилевским городским ЦКРОиР. Основными задачами, решаемыми в ходе заседания были: повышать уровень осведомлённости специалистов в вопросах диагностики и оказания коррекционно-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях ПКПП; познакомить с опытом работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим  недоразвитием  речи в ПКПП; познакомить с опытом работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. В коммуникативной разминке «Три портрета» участники заседания актуализировали знания о речевых нарушениях, определяя речевой статус ребенка. Почтальонова О.С. педагог-психолог ГУО «ДЦРР №7 г.Могилева», предложила участникам  блиц-задания, направленные на установление эмоционального контакта. Учитель-дефектолог ГУО «ДЦРР №7 г.Могилева» Мурашкевич Надежда Николаевна представила опыт работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием и презентовала разработанное ей по теме дидактическое пособие, используемое в практике. Учителя-дефектологи познакомились с направлениями коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи в услових ПКПП; с опытом формирования полноценных звукоразличений с помощью моделей артикуляций звуков. В видеосалоне были показаны приемы работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательного материала. Штут З.Р. учитель-дефектолог ГУО «ясли-сад №78 г.Могилева» подробно раскрыла  методические приемы обследования фонематического слуха, звукослоговой структуры слова, охарактеризовала речевое развитие ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием. При подведении итогов участники заседания отметили актуальность и практическую значимость представленных материалов, и готовность применения в своей практике.
И, в завершении приятным сюрпризом, был музыкальный номер «Медузы» от воспитанников ГУО «ДЦРР №7 г. Могилева». Танец «Медузы», оставил позитивные эмоции и незабываемые впечатления!

Областной семинар-практикум для педагогов Могилевской области, работающих с детьми с аутистическими нарушениями

04 апреля 2018 на базе государственного учреждения образования «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», совместно с "Могилевским государственным областным институтом развития образования" был организован областной семинар-практикум для педагогов Могилевской области, работающих с детьми с аутистическими нарушениями, на тему «Особенности коррекционной работы с ребенком с аутистическими нарушениями». В ходе заседания были рассмотрены следующие вопросы: «Практическое использование специфических методов и приемов при обследовании детей с аутистическими нарушениями»; «Выделение этапов работы при организации образовательного процесса с ребенком с аутистическими нарушениями»; «Организация среды (помещение, рабочее место, последовательность и оформление предлагаемых занятий) при организации образовательного процесса с ребенком с аутистическими нарушениями (из опыта работы)»; «Требования к педагогу, работающему с ребенком с аутистическими нарушениями»; «Особенности организации взаимодействия в диаде педагог-ребенок с аутистическими нарушениями». Был организован просмотр с дальнейшим обсуждением фото и видеоматериалов по организации образовательного процесса с ребенком с аутистическими нарушениями. Активное участие присутствующие приняли в практической работе в группах, итогом которой стала разработка памятки для педагогов по организации взаимодействия с ребенком с аутистическими нарушениями.

Первый этап областного конкурса профессионального мастерства «Лучший учитель-дефектолог ЦКРОиР»

30 марта 2018 года в государственном учреждении образования «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»  состоялся первый этап областного конкурса профессионального мастерства «Лучший учитель-дефектолог ЦКРОиР», целью которого является повышение профессионального мастерства педагогов ЦКРОиР, развитие их творческой инициативы.
В конкурсе принимали участие 9 педагогов Могилевского городского ЦКРОиР. На рассмотрение  жюри были представлены следующие конкурсные материалы: портфолио, эссе на педагогическую тему, описание опыта собственной педагогической деятельности, видеозапись и конспект коррекционного занятия. Умение презентовать свой опыт учителя-дефектолога, креативный подход, владение современными средствами обучения и воспитания были продемонстрированы при творческом самоопределении участников конкурса в рамках заседания педагогического совета.  
В адрес каждого конкурсанта звучали аплодисменты. Поздравляем победителей и лауреатов конкурса с высокими профессиональными достижениями!

Школа совершенствования педагогического  мастерства

22 марта 2018 года в государственном учреждении образования «Могилевский городской  центр – коррекционно развивающего  обучения и реабилитации» состоялось  заседание школы совершенствования педагогического мастерства членов психолого – медико – педагогической комиссии на тему: «Организация и содержание логопедического обследования в рамках ПМПК в учреждениях образования». 

Преемственность в работе специалистов при переходе воспитанников с нарушениями речи на уровень общего среднего образования

22 марта 2018 года на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 8 г. Могилева» состоялось совместное заседание методического объединения учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений дошкольного и  общего среднего образования  г. Могилева, организованное Могилевским городским ЦКРОиР, на тему: «Преемственность в работе специалистов при переходе воспитанников с нарушениями речи на уровень общего среднего образования».

 

Семинар-практикум для педагогов г Могилева, работающих с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями на дому

16 марта 2018 года в государственном учреждении образования «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» состоялось 4 заключительное заседание городского семинара-практикума для педагогов, работающих с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями на дому на тему: «Методика Portage. Анализ задач: стратегии, поддерживающие процесс обучения.  Практическая отработка видов деятельности по методике».
При разборе домашнего задания, педагоги поделились опытом использования таблиц деятельности Portage, а совместное обсуждение полученных результатов создало ситуацию «консилиума специалистов». Данная форма работы дает возможность поделиться успехами и обсудить трудности, найти пути их преодоления. Такое взаимное сотрудничество способствует достижению более высоких результатов в развитии ребенка с особенностями психофизического развития. Шварц Г. Н., исполнительный директор МОО «Волюнтас», Панащик Е.В. руководитель программы, отметили, что вновь приобретенные навыки можно потерять, если не развивать их регулярно или не использовать на последующих этапах обучения. Система обучения Portage не только предлагает структуру, помогающую приобретать новые навыки, но также предлагает стратегии, способствующие развитию ребенка и контролирующие его развитие на различных стадиях обучения – от приобретения до адаптации. Подробно классифицированные обучающие приемы системы Portage, модификации режима дня, четко описанные игровые возможности позволяют обеспечивать высококачественное обучение, необходимое для самостоятельного использования любого навыка, приобретенного при помощи системы Portage. Участники заседания познакомились с опытом работы педагогов по внедрению современных и эффективных методов и приемов методики раннего вмешательства Portage.
При подведении итогов участники заседания выразили огромную благодарность, отметили высокий профессионализм и практическую значимость представленного опыта работы, который позволил актуализировать и углубить знания использования методики раннего вмешательства Portage. По итогам работы семинара-практикума педагогам были вручены сертификаты.

Формы взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с аутистическими нарушениями

15 марта 2018 года  на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 20 г. Могилева» состоялось городское методическое объединение педагогов учреждений образования г. Могилева, работающих с детьми с аутистическими нарушениями на тему «Формы взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с аутистическими нарушениями», организованное Могилевским городским ЦКРОиР. Были рассмотрены вопросы расширения понимания родителями проблемы аутизма, оказание помощи семье в организации пространства и времени ребенка с аутистическими нарушениями в домашних условиях, представлены способы и приемы организации свободного времени ребенка с аутизмом, разработаны рекомендации для родителей по развитию способностей эффективного взаимодействия с ребенком и формированию навыков социального поведения. Особый интерес вызвали буклеты, созданные педагогами государственного учреждения образования «Средняя школа № 20 г. Могилева»  для расширения понимания  проблемы  аутизма, а также практические рекомендации для родителей по направлениям: особенности поведения ребенка,  коррекционные занятия, которые могут использовать   родители в форме игры с ребенком  с аутистическими нарушениями в условиях семьи. Девизом заседания стал лозунг «Он не лучше и не хуже, он другой…».

Развитие сенсорно-перцептивной сферы в коррекционной  работе

1 марта 2018 года в государственном учреждении образования «Ясли-сад № 4 г. Могилева» состоялось четвертое заседание городского методического объединения учителей-дефектологов специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания, организованное Могилевским городским ЦКРОиР. Заседание прошло в форме педагогической гостиной на тему: «Система  работы в развитии  сенсорно-перцептивного компонента  в коррекционной  работе  с   детьми  дошкольного  возраста  с  особенностями психофизического  развития». В ходе заседания решались задачи по углублению  и  расширению  представлений  специалистов о значении  развития  сенсорно-перцептивной  сферы  у  детей с  особенностями  психофизического  развития; повышению уровня  осведомленности  педагогов по специфике организации обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции.
Педагоги государственного учреждения образования «Ясли – сад № 4 г. Могилева»  поделились с участниками методического объединения своим опытом по данному направлению работы. Заместитель заведующего по основной деятельности Н.Ю. Карпекина представила творческую визитную карточку учреждения образования. Посредством интерактивной методики «Карусель-граффити» участники заседания актуализировали знания по вопросам развития сенсорно-перцептивной сферы у детей  дошкольного  возраста  с  особенностями психофизического  развития, которые дополнила теоретическими основами учитель-дефектолог Н.Е. Беляева. Практическую значимость имели презентация опыта работы по использованию дидактических игр и пособий для развития сенсорно-перцептивной сферы у  детей  дошкольного  возраста с  особенностями психофизического  развития, просмотр в видеосалоне Семейной гостиной для детей и родителей группы интегрированного обучения и воспитания (учитель-дефектолог Н.Е. Беляева), индивидуального коррекционного занятия по развитию познавательной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью на тему «Фрукты» (учитель-дефектолог Е.О. Евстрадимова). Активное участие педагоги приняли в релаксационных играх  с целью формирования сенсорно- перцептивной сферы «Цветная соль» (педагог-психолог Дедкова О.Е.), практическом тренинге по использованию игр и игровых упражнений на развитие сенсорно-перцептивной сферы (учитель-дефектолог Е.О. Евстрадимова). Методическую копилку участники заседания пополнили буклетом-памяткой «Этапы формирования представлений о цвете, форме, величине». При подведении итогов педагогической гостиной педагоги отметили важность и практическую значимость представленных материалов, выразили готовность использовать полученный опыт в своей работе. А в конце заседания гостеприимные хозяева – воспитанники детского сада поздравили гостей с наступающим весенним праздником 8 Марта  музыкальным подарком и замечательными цветами, сделанными своими руками.

 

Включение в игровую деятельность ребенка дошкольного возраста с аутистическими нарушениями

28 февраля 2018 года  на базе государственного учреждения образования «Ясли-сад № 10 г. Могилева» состоялось городское методическое объединение педагогов учреждений образования г. Могилева, работающих с детьми с аутистическими нарушениями на тему «Включение в игровую деятельность ребенка дошкольного возраста с аутистическими нарушениями», организованное Могилевским городским ЦКРОиР. Организованный обмен опытом педагогов государственного учреждения образования «Ясли-сад № 10 г. Могилева» и международной общественной организации «Волюнтас» по организации пространства для игр ребенка с аутистическими нарушениями, обучению игровым действиям, организации взаимодействия в диаде взрослый – ребенок, ребенок – ребенок с  аутистическими нарушениями в игре способствовал обеспечению внедрению современных и эффективных образовательных методов и приемов в практику педагогов, а также поддержанию и стимулированию инициативы педагогов, развитию их мотивации достижения личностно-профессионального успеха в работе с детьми с аутистическими нарушениями. Особый интерес вызвали выступления Шварц Г. Н., руководителя организации, председателя МОО «Волюнтас», и Панащик Е. В., руководителя программ МОО «Волюнтас»  по организации жизненного пространства ребенка, способам  структурирования времени и деятельности, дидактические игрушки и пособия для использования в  коррекционной работе  с детьми аутистическими нарушениями. Собравшимися на мероприятии была отмечена важность командного подхода в работе, так как результативность  коррекционной работы находится в прямой зависимости от степени участия в работе, как педагогов, так и семьи ребенка. Присутствующие отметили важность такой формы работы, как видео просмотр с комментариями и анализом конкретных проблемных ситуаций, возникающих при обучении и воспитании ребенка с аутистическими нарушениями.  Активное участие присутствующие приняли в практических формах работы: тренинг «Сосед слева»,  обыгрывание и поиск решений для выхода из  проблемных ситуаций при налаживании взаимодействия взрослый -  ребенок с аутистическими нарушениями. Участники семинара выразили огромную благодарность за возможность  расширить практические знания в вопросах обучения и воспитания детей с аутистическими нарушениями.

Проектно-игровая деятельность в ПКПП

22 февраля 2018 года на базе государственного учреждения образования «Ясли-сад № 100 г. Могилева» состоялось городское методическое объединение учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) учреждений дошкольного образования в форме семинара-практикума на тему: «Формирование речевой компетентности у детей дошкольного возраста, посещающих ПКПП, посредством проектно-игровой деятельности», организованное Могилевским городским ЦКРОиР. Основными задачами, решаемыми в ходе заседания, были: способствовать совершенствованию знаний учителей-дефектологов о компетентностном подходе в коммуникативно-речевом развитии детей дошкольного возраста, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи; познакомить с опытом использования проектно-игровой деятельности, создать условия для проявления педагогического мастерства и развития творческой активности участников семинара-практикума. В коммуникативной разминке «Позитивное общение» (упражнения «Составим портрет», «Шаблоны позитивного общения», «В минуту творчества мыслим позитивно…») присутствующие актуализировали знания  о компетентностном подходе в коммуникативно-речевом развитии. Учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Ясли-сад № 100 г. Могилева» Ершова Н.В. представила теоретические основы и опыт работы по формированию речевой компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи посредством проектно-игровой деятельности. Участники заседания познакомились с этапами реализации проектно-игровой деятельности, разработанными Ершовой Н.Н., которые были представлены в журнале «Пралеска» в 2017 году. Практическое воплощение проектно-игровой деятельности представили воспитанники детского сада в проекте «Белорусские народные праздники». Ершова Н.В. познакомила с выставкой разработанных и внедренных в практику проектов: «Подарок маме», «Карта города Могилева», «Транспорт Беларуси», «Площадь Славы», «Игрушки на елку», «Во что одевались белорусы много лет назад», «Гуканне вясны», «Сказки о язычке»,  и другие. В видеосалоне было показано итоговое групповое коррекционное занятие в ПКПП с использованием проекта «Мой родной город». Солодкина Л.К., учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Ясли-сад № 50 г. Могилева» подробно рассказала об этапах работы над развитием связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством  проекта «Осенняя сказка». Активное участие  педагоги приняли в практической работе по созданию проектов в группах, защита которых проходила в творческой форме. При подведении итогов участники заседания отметили заинтересованность в представленных материалах и выразили готовность использовать в дальнейшем проектно-игровую деятельность.

Актуальные вопросы профилактики дискалькулии

15 февраля 2018 года на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 27 г. Могилева» состоялось заседание методического объединения учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений общего среднего образования  г. Могилева, организованное Могилевским городским ЦКРОиР, на тему: «Актуальные вопросы профилактики дискалькулии у детей с нарушениями речи на первой ступени общего среднего образования». В ходе работы методического объединения решались следующие задачи: актуализировать знания учителей-дефектологов по проблеме профилактики и коррекции дискалькулии у детей с нарушениями речи на первой ступени общего среднего образования; способствовать внедрению современных эффективных методов и приемов в практику коррекционной работы учителя-дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощи учреждений общего среднего образования; обеспечивать методическое сопровождение роста профессиональной компетентности педагогических работников. Лукашова Ж. В., заместитель директора по учебной работе познакомила с визитной карточкой государственного учреждения образования «Средняя школа № 27 г. Могилева».  Учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Средняя школа № 27 г. Могилева»  Благова Л.С. актуализировала знания учителей-дефектологов о причинах, диагностике, симптомах, механизмах и классификации дискалькулии. Направления, содержание и приемы коррекционной работы по профилактике различных видов дискалькулии раскрыла Кастерова И. Н., учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа № 23  г. Могилева».    Опыт работы по практическому использованию игр и упражнений для профилактики и коррекции дискалькулии    представили учителя-дефектологи пунктов коррекционно-педагогической помощи:  Сорокина Е.В. (ГУО «Средняя школа № 27  г. Могилева») продемонстрировала копилку игр и логических упражнений с числами для коррекции дискалькулии у младших школьников; Судак Е. М., (ГУО «Средняя школа № 21 г. Могилева) рассказала о практике использования курса А. Зака «Интеллектика» для увеличения объема внимания обучающихся, развития способностей комбинировать и анализировать а также о способах и этапах работы с   геометрическим конструктором «Колумбово яйцо»; Ходорова Е. В. (ГУО «Средняя школа  № 45  г. Могилева») уделила внимание использованию компьютерных игр для формирования  элементарных математических представлений у младших школьников и предложила коллегам копилку электронных игр. В ходе работы методического объединения широко использовались практические формы взаимодействия, участники заседания приняли активное участие в апробировании предложенных игр и упражнений, в разработке программ для коррекции дискалькулии в зависимости от ее формы. При подведении итогов в «Сердечной азбуке» педагоги выразили свое отношение к совместной деятельности и готовность использовать представленные формы работы в своей дальнейшей коррекционно-педагогической практике.

Учимся вести документацию

8 февраля 2018 года на базе государственного учреждения образования «Средняя школа   № 45 г. Могилева» состоялось заседание  городской школы молодого учителя-дефектолога на тему: «Практикум по написанию характеристики на ребенка, заполнению индивидуальных карт», организованное Могилевским городским ЦКРОиР. Педагоги, решая кроссворд, актуализировали знания о психических функциях. В ходе работы видеосалона присутствующие познакомились с углубленным психолого-педагогическим обследованием детей дошкольного и младшего школьного возраста в пункте коррекционно-педагогической помощи (Лютинская Л.А., учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Ясли-сад № 57 г. Могилева, Радовская А.В., учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Средняя школа № 45 г. Могилева»). Практикум по заполнению речевой карты для обследования детей дошкольного возраста с нарушениями речи, посещающих ПКПП    и заполнению карты психолого-педагогического обследования учащегося, посещающего ПКПП, поможет молодым учителям-дефектологам в проведении углубленной диагностики. Никитенко И.В., руководитель школы молодого  учителя-дефектолога,    учитель-дефектолог Могилевского городского ЦКРОиР   рассказала об   алгоритме составления характеристики на ребенка с особенностями психофизического развития. При подведении итогов педагоги отметили практическую значимость полученных знаний и умений.

Формирование языковой компетенции

1 февраля 2018 года на базе государственного учреждения образования «Специальная общеобразовательная школа для детей      с нарушениями психического развития  (трудностями в обучении) г. Могилева»» состоялось городское методическое объединение учителей-дефектологов специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания на тему: «Формирование языковой компетенции у учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) и с тяжелыми нарушениями речи на уроках русского языка и литературы на I ступени общего среднего образования», организованное Могилевским городским ЦКРОиР. Директор  школы С.В. Дмитриева презентовала деятельность учреждения образования по обсуждаемой теме. Участники заседания познакомились с опытом работы педагогов по использованию игровых приемов в системе коррекционной работы по формированию слогового анализа и синтеза слов у младших школьником с нарушениями речи (Шлапакова А.М., учитель начальных классов), работой по коррекции нарушений лексико-грамматической стороны речи         (Хроменкова И.О., учитель-дефектолог). Коржова О.В., учитель начальных классов, рассказала о словарной работе как условии повышения грамотности на уроках русского языка. Практическое использование методов и приемов на уроках русского языка было представлено в видеосалоне «Этапы работы над словарными словами». Присутствующие получили разработанный педагогами специальной общеобразовательной школы для детей с нарушениями психического развития  (трудностями в обучении) г. Могилева буклет-памятку «Методы работы над словарными словами». Практическая часть семинара-практикума состояла из просмотра открытых уроков: по русскому языку «Родственные слова» во 2 классе для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) и по развитию речи «Подготовка к составлению рассказа по серии сюжетных картинок «Зима»» 3 класс для детей с тяжелыми нарушениями речи с последующим анализом просмотренных уроков (Пясецкая Е.А., учитель начальных классов, Тимофеева О.В., учитель начальных классов). Итог работы по формированию языковой компетенции у учащихся был представлен самими учащимися в театральной постановке «Кошкин дом»   (Казаченко О.С, учитель начальных классов, Мишкевич Н.В., учитель русского языка и литературы). При подведении итогов участники заседания отметили высокий профессионализм и практическую значимость представленного опыта работы, который позволил актуализировать и углубить предметные знания учителей-дефектологов, совершенствовать методику преподавания русского языка, а также будет способствовать включению педагогов в деятельность по освоению способов реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.

Повышение качества образовательного процесса посредством создания специальных условий для воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

25 января 2018 года на базе государственного учреждения образования «Ясли-сад № 72 г.Могилева»  состоялось городское методическое объединение учителей-дефектологов, учителей, воспитателей учреждений образованиячения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи». В ходе заседания был представлен как опыт педагогов  государственного учреждения образования «Ясли-сад  № 72 г. Могилева», так и опыт учреждений образования г. Могилева, создавших условия для обучения и воспитания детей с нарушением слуха и тяжелыми нарушениями речи. Заведующий  государственного учреждения образования «Ясли-сад  № 72 г. Могилева» Орехова  М.С. познакомила  визитной карточкой своего учреждения и условиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Интервью, взятое у участников заседания, позволило актуализировать знания об основных группах средовых ресурсов и их составляющих образования детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания (Гетманская Л.Г., учитель-дефектолог Могилевского городского ЦКРОиР).  Панорама представленного опыта познакомила с использованием специальных условий с целью повышения качества образовательного процесса: детей дошкольного возраста в условиях специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Максимова  Е.Е., учитель-дефектолог ГУО «Ясли-сад № 8 г.Могилева»); детей дошкольного возраста в условиях интегрированной и специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Молочникова Н.А., заместитель заведующего по основной деятельности, Чепикова  И.К., учитель-дефектолог ГУО «Ясли-сад № 72 г.Могилева»); детей младшего школьного возраста в условиях интегрированного класса для учащихся  с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями психического развития (трудностями в обучении)    (Зайцева С.М., учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа № 38 г.Могилева»). Особый интерес вызвало блиц-представление средовых ресурсов, созданных в учреждениях образования г. Могилева, реализующих образовательные программы специального образования для детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушением слуха       в котором приняли участие учителя-дефектологи учреждений образования   г. Могилева, создавших условия для обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушением слуха. Много полезных приемов, для использования в соей дальнейшей практике почерпнули учителя-дефектологи из опыта по использованию технология ТРИЗ с целью повышения качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи (Молочникова Н.А., заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад № 72 г.Могилева»). Активное участие приняли педагоги в составлении схемы анализа занятия с позиции оценки ресурсного обеспечения адаптивной образовательной среды для детей с ОПФР . При подведении итогов заседания педагоги отметили, что  создание специальных условий для воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи является необходимым условием для повышения качества образовательного процесса.

Средовые ресурсы кабинета учителя-дефектолога

18 января 2018 года на базе государственного учреждения образования «Ясли-сад   № 116 г. Могилева» состоялось заседание  городской школы молодого учителя-дефектолога на тему: «Средовые ресурсы кабинета учителя-дефектолога», организованное Могилевским городским ЦКРОиР.  Через использование интерактивных форм работы  решались следующие задачи: способствовать формированию предметной и методической грамотности, как важнейшей составляющей профессиональной компетентности педагогов по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития; создавать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов по  организации предметно-развивающей среды кабинета учителя-дефектолога. Решая тематический кроссворд, участники актуализировали свои знания по рассматриваемой проблеме. Стольберг И.В., учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Ясли-сад   № 116 г. Могилева» познакомила с теоретическими основами создания адаптивного образовательного пространства в пункте коррекционно-педагогической помощи, что помогло молодым педагогам в деловой игре «Средовые ресурсы» (работа в группах) создать образ образовательного пространства для кабинета коррекционно-педагогической помощи. Об интерактивной предметно-развивающей среде как факторе оптимизации коррекционно-развивающей работы  рассказала Шкуратова В.В., учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Ясли-сад   № 116 г. Могилева». Способы активизации интеллектуально-познавательной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи посредством организации «Уголка развития психических функций» раскрыла Коротынская О.Л., педагог-психолог государственного учреждения образования «Ясли-сад   № 116 г. Могилева». Интерес у присутствующих вызвали экскурсия по кабинетам    пункта коррекционно-педагогической помощи государственного учреждения образования «Ясли-сад № 116 г. Могилева» и демонстрация лэпбука, как способа моделирования предметно-развивающей среды в пункте коррекционно-педагогической помощи.       При составлении коллажа «Взаимодействие» педагоги в творческой форме отразили свое видение профессионального взаимодействия учителя-дефектолога и специалистов учреждения образования по сопровождению воспитанников с особенностями психофизического развития.

Городское методическое объединение учителей-дефектологов ПКПП учреждений общего среднего образования

11 января 2018 года на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 34 г. Могилева» состоялось заседание методического объединения учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений общего среднего образования  г. Могилева, организованное Могилевским городским ЦКРОиР, на тему: «Повышение качества образовательного процесса посредством использования ЭСО в коррекционной работе в пункте коррекционно-педагогической помощи». В ходе работы методического объединения решались следующие задачи: представить опыт использования информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в ПКПП учреждений общего среднего образования г. Могилева и создать условия для повышения качества оказания коррекционно-педагогической помощи  через внедрение эффективного педагогического опыта по использованию ИКТ и ЭСО в практику учителей-дефектологов ПКПП учреждений общего среднего образования г. Могилева. Марушенко С. И., заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Средняя школа № 34 г. Могилева» рассказала о роли и месте  ПКПП в школе, который функционирует с 1985 года. Руководитель методического объединения, учитель-дефектолог  Могилевского городского ЦКРОиР Кривко Ю.А., через блиц-опрос участников заседания выявила актуальный уровень владения специалистами ИКТ и ЭСО.  Учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Средняя школа № 34 г. Могилева» Шкуратова Ж. Ф. актуализировала знания учителей-дефектологов об ИКТ и ЭСО в специальном образовании, как  составной части педагогических технологий, словаре основных понятий по ИКТ и ЭСО.         Свой опыт по использованию ЭСО и ИКТ с целью повышения качества оказания коррекционно-педагогической помощи        представили Кривко Ю. А., руководитель методического объединения, учитель-дефектолог Могилевского городского ЦКРОиР, Степанова Н.В., учитель- дефектолог  государственного учреждения образования «Средняя школа № 44 г. Могилева», Гайдукова И. А., учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Средняя школа № 17  г. Могилева», Полякова И. Л., учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Средняя школа № 38 г. Могилева», Сомова В. В., учитель- дефектолог государственного учреждения образования «Средняя школа № 18 г. Могилева»,  Барсукова Ю. Г., учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Средняя школа № 7 г. Могилева», Ухова Е. Г.,  Болдышева  А.В., учителя-дефектологи государственного учреждения образования «Средняя школа № 34  г. Могилева». С «Информацией  об итогах изучения деятельности учреждений образования г. Могилева по обеспечению преемственности в работе пунктов коррекционно-педагогической помощи на уровне дошкольного и общего среднего образования» познакомила Смолова Н.А., методист учебно-методического кабинета отдела образования, спорта и туризма Могилевского горисполкома.

Школа совершенствования педагогического мастерства

29 декабря 2017 года в государственном учреждении образования «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» состоялось  заседание школы совершенствования педагогического мастерства  на тему «Современные подходы в диагностике детей с нарушением слуха в условиях психолого-медико-педагогической комиссии».  На втором заседании решались задачи: актуализировать представления педагогов о категориях детей с нарушением слуха, классификации нарушений и закономерностях их развития, принципах и методах психолого-педагогического изучения детей с нарушением слуха; совершенствовать практические навыки учителей-дефектологов при квалификации нарушений у детей  со слуховой депривацией и определению их образовательных маршрутов; создавать условия для развития профессионального мышления и возникновения благоприятного психологического климата. Участники заседания рассмотрели современные подходы в диагностике детей с нарушением слуха в условиях ПМПК, уточнили, каким образом определяется квалификация нарушения у детей данной категории, обсудили  вопросы определения программы и условий получения образования детьми с нарушением слуха, принципы и методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха. Активное участие педагоги приняли в практической части заседания - деловой игре «Четыре портрета». Традиционно особое внимание уделили выработке алгоритма при оформлении заключений и рекомендаций по итогам заседания ПМПК для детей с нарушением слуха.

Учимся учить красиво говорить

22 декабря 2017 года на базе государственного учреждения образования «Ясли-сад № 78 г. Могилева» состоялось городское методическое объединение учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений дошкольного образования в форме методической гостиной на тему: «Приемы работы по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста», организованное Могилевским городским ЦКРОиР. Основными задачами, решаемыми в ходе заседания, были: актуализировать и углубить знания учителей-дефектологов по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста; познакомить с опытом работы учителя-дефектолога государственного учреждения образования «Ясли-сад № 78 г. Могилева» З.В. Шут по рассматриваемой теме; способствовать внедрению транслируемого опыта в практику. В ходе работы методического объединения широко использовались интерактивные формы взаимодействия с участниками заседания. «Блиц-опрос» и работа со словарем основных понятий по интонационной выразительности речи позволили актуализировать знания учителей-дефектологов по формированию интонационной выразительности речи. Деловая игра «Речь педагога  - образец для детей» способствовала повышению собственной грамотности педагогов. Практическую ценность для каждого имел представленный опыт З.В. Шут по развитию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений. С интересом присутствующие приняли участие в практикуме по формированию дикции педагога с использованием скороговорок, трудноговорок, многоговорок. Живой интерес у педагогов вызвал мини-тренинг «Палитра эмоций», проведенный воспитателем государственного учреждения образования «Ясли-сад № 78 г. Могилева» В.Д. Карчевской, в ходе которого учителя-дефектологи поработали над собственной выразительностью речи.

Взаимодействие с родителями

14 декабря 2017 года в государственном учреждении образования «Ясли-сад № 99 г. Могилева» состоялось городское методическое объединение учителей-дефектологов специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания в форме семинара-практикума на тему: «Взаимодействие специалистов и родителей в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)», организованное Могилевским городским ЦКРОиР. В ходе заседания решались задачи по включению учителей-дефектологов в деятельность по освоению способов реализации компетентностного подхода в работе с родителями детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) и осуществлению методического сопровождения роста профессиональной компетентности в вопросах организации взаимодействия специалистов и родителей в работе с детьми с особенностями психофизического развития. Педагоги государственного учреждения образования «Ясли – сад № 99 г. Могилева»  поделились с участниками методического объединения своим опытом по данному направлению работы. Заместитель заведующего по основной деятельности С.П. Скоробогатая рассказала о системе  организации взаимодействия специалистов и родителей в работе с детьми с  нарушениями психического развития (трудностями в обучении). Музыкальный руководитель Н. О. Михайлова представила театрализованную деятельность, как средство социализации детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) и предложила вниманию присутствующих просмотр драматизации сказки  «Репка» с участием воспитанников специальной группы, их родителей и педагогов. С опытом работы по использованию эффективных форм физического воспитания при взаимодействии с родителями воспитанников специальной группы познакомила И.А. Соловьева, руководитель физического воспитания.  Презентовала использование интегративных технологий в коррекционной работе с детьми с особенностями психофизического развития педагог-психолог О.В. Голубцова. Интерес у присутствующих вызвала такая форма работы по вовлечению родителей   в коррекционно-образовательный процесс, как родительская гостиная, о которой рассказала учитель-дефектолог Е.П. Дубровская Екатерина Петровна. Активное участие педагоги приняли в разработке «Ёлочек советов» для родителей от специалистов, оживленно обсуждали полезные и вредные рекомендации по здоровому образу жизни, музыкальному развитию, психическому здоровью и познавательному развитию ребенка. При подведении итогов методического объединения педагоги в интерактивном упражнении «Чемодан, мясорубка, корзина» обменялись мнениями по использованию полученной информации на семинаре-практикуме.

 

Семинар-практикум для педагогов г.  Могилева, работающих с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями на дому

7 декабря 2017 года в государственном учреждении образования «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» состоялось третье заседание городского семинара-практикума для педагогов, работающих с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями на дому на тему «Методика Portage. Работа с информацией, содержащейся в таблице деятельности». При разборе домашнего задания, педагоги поделились первым опытом использования таблиц деятельности Portage, а совместное обсуждение полученных результатов создало ситуацию «консилиума специалистов». Данная форма работы дает возможность поделиться успехами и обсудить трудности, найти пути их преодоления. Такое взаимное сотрудничество способствует достижению более высоких результатов в развитии ребенка с особенностями психофизического развития. Шварц Г. Н., исполнительный директор МОО «Волюнтас», обучила определению последовательности программных целей и анализу задач. Особое внимание уделила четырем основным моделям формирования навыка у ребенка, суть которых заключается в действии от обратного, уменьшении поддерживающей помощи, создании условий для безошибочного выполнения действий, изменении используемого материала от простого к сложному. В ходе практикума участники заседания самостоятельно разработали составляющие навыки и их последовательность формирования при обучении ребенка чистке зубов, мытья и вытирания рук. При подведении итогов семинара участники отметили практическую значимость полученных знаний и умений.

 

Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

30 ноября 2017 года в государственном учреждении образования «Ясли-сад № 108 г.Могилева»  состоялось городское методическое объединение учителей-дефектологов, учителей, воспитателей учреждений образования, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи и нарушением слуха, организованное Могилевским городским ЦКРОиР на  тему: Комплексный подход  к преодолению речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. В ходе заседания участники познакомились с опытом работы педагогов  государственного учреждения образования «Ясли-сад  № 108 г. Могилева». Заместитель заведующего Е. П. Юсифова  познакомила  с условиями осуществления комплексного подхода к преодолению речевых нарушений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи и  командой специалистов, работающих с данной категорией детей.  Участники заседания, с целью актуализации проблемного поля, приняли участие в  интерактивной игре «Алфавит». Учитель-дефектолог Могилевского городского ЦКРОиР М.В. Шафрановская акцентировала внимание присутствующих на теоретических аспектах реализации комплексного подхода в работе с детьми с особенностями психофизического развития. После  видеопросмотра  занятия «Осенние приключения» в специальной  группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, педагоги приняли участие в практикуме по постановке коррекционно-развивающих  задач. Интерес у присутствующих вызвал опыт учителя-дефектолога специальной группы ясли-сада № 108 г. Могилева О.Н. Мамоновой по реализации комплексного подхода к развитию детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактических игр и упражнений. Живое  обсуждение, желание поделиться своим опытом, вызвало практическое участие в  отработке комплексного подхода через использование разнообразных дидактических игр. При подведении итогов заседания педагоги отметили, что  комплексный подход, реализованный через  организацию тесного взаимодействия команды специалистов и родителей, грамотно организованная предметно-развивающая среда, оптимальный выбор методов и приемов, адекватных возрасту и структуре дефекта  детей с тяжелыми нарушениями речи, способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка, помогают достичь эффективных и стабильных результатов.

Радужная феерия

23 ноября 2017 года состоялось заседание педагогической студии «Вдохновение» педагогов государственного учреждения образования «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и воспитания»   на тему «Радужная феерия», с целью формирования личности педагога, обладающего, как теоретическими знаниями, так и профессиональными умениями. Участники заседания  актуализировали знания о развитии зрительного анализатора в онтогенезе, обсудили рекомендации для родителей  «Профилактика и коррекция нарушений зрения», познакомились с офтальмотренажёрами для детей раннего и дошкольного возраста.  Гимнастика для глаз «Веселая неделька» позволила педагогам дать отдых своим глазам, а также способствовала повышению продуктивности творческой мастерской «Офтальмотренажеры своими руками». Высокую активность проявили участники заседания в презентации проектов по использованию пособий и игр для учащихся центра с нарушениями зрения. При подведении итогов методического объединения педагоги отметили практическую значимость полученных знаний и умений, а также выразили готовность их использовать в своей работе.

 

Тематическая консультация для учителей-предметников

22 ноября 2017 года на базе государственного учреждения образования «Вспомогательная школа г. Могилева» состоялась городская тематическая консультация для учителей-предметников, работающих на второй ступени общего среднего образования в специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания на тему: «Актуализация и углубление предметных знаний учителей, совершенствование методики преподавания учебных предметов учащимся с интеллектуальной недостаточностью на второй ступени общего среднего образования», организованная государственным учреждением образования «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». В ходе консультации рассмотрели специфические особенности организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития на второй ступени общего среднего образования, создание образовательной среды. Учитель вспомогательной школы г. Могилева Е.В. Сетько представила свой опыт обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью работе с деловыми бумагами. Специалист учреждения образования «Могилёвский государственный областной институт развития образования»  Т.В. Матюшонок рассказала об особенностях взаимодействия учителя и учеников, о специфике использования методов обучения, формах работы на уроке. Заместитель директора по УР вспомогательной школы г. Могилева В.Ф. Рощенко уделила внимание системе оценивания учебных достижений учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

 

Компетентностный подход в работе с детьми с особенностями психофизического развития

16 ноября 2017 года в государственном учреждении образования «Средняя школа № 13 г. Могилева» состоялось городское методическое объединение учителей-дефектологов специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания на тему: «Включение учителей в деятельность по освоению способов реализации компетентностного подхода в образовательный процесс учащихся с особенностями психофизического развития», организованное Могилевским городским ЦКРОиР. В ходе заседания участники актуализировали знания о реализации компетентностного подхода   в образовательный процесс учащихся с особенностями психофизического развития посредством интерактивной методики «Ассоциации». Учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Средняя школа № 13 г. Могилева» Казаткова Н.А. предложила вспомнить словарь основных понятий по проблеме компетентностного обучения. Каким образом на практике реализуется компетентностный подход, продемонстрировала учитель-дефектолог  государственного учреждения образования «Средняя школа № 13 г. Могилева» Дудкова И.В. на открытом уроке   по  учебному предмету «Человек и мир». Анализ урока педагоги осуществили через работу с технологической картой просмотренного урока с точки зрения определения компетенций и аспектов компетенций, с которыми работал педагог на каждом этапе урока. В помощь участники заседания в свою методическую копилку получили памятку по аспектам учебно-познавательной, коммуникативной, информационной общекультурной компетенций. При подведении итогов методического объединения педагоги отметили практическую значимость полученных знаний и выразили готовность их использовать в своей работе.

Семинар-практикум для педагогов г Могилева, работающих с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями на дому

9 ноября 2017 года на базе государственного учреждения образования «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» состоялось второе заседание городского семинара-практикума для педагогов, работающих с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями на дому на тему «Ключевые элементы методики «Portage». Участники заседания познакомились с алгоритмом постановки долговременных целей, научились проводить анализ задач, разрабатывать стратегии, поддерживающие процесс обучения. Шварц Галина Николаевна, исполнительный директор МОО «Волюнтас», в своем выступлении отметила, что при работе по методике «Portage» родители обучаются приемам и навыкам работы по формированию базовых навыков у своих детей, участвуют в оценке навыков и умений, приобретенных ребенком, и определении как долгосрочных, так и кратковременных целей обучения для своего ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей. Из пассивного наблюдателя семья превращается в активного участника образовательного процесса. Работа по методике «Portage» позволяет эффективно организовать межведомственное сотрудничество специалистов, работающих с детьми с особенностями психофизического развития. Активное участие педагоги приняли в практикуме по заполнению оценочного листа домашнего посетителя, постановке долговременных целей и конкретных задач, разработке видов деятельности по методике «Portage».

Городское методическое объединение педагогов учреждений образования г. Могилева, работающих с детьми с аутистическими нарушениями

26 октября 2017 года  на базе государственного учреждения образования «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» состоялось городское методическое объединение педагогов учреждений образования г. Могилева, работающих с детьми с аутистическими нарушениями на тему «Особенности коррекционной работы с ребенком с аутистическими нарушениями на начальном этапе» в форме семинара-практикума.  В ходе заседания были рассмотрены следующие вопросы: «Практическое использование специфических методов и приемов при обследовании детей с аутистическими нарушениями»; «Выделение этапов работы при организации образовательного процесса с ребенком с аутистическими нарушениями»; «Организация среды (помещение, рабочее место, последовательность и оформление предлагаемых занятий) при организации образовательного процесса с ребенком с аутистическими нарушениями (из опыта работы)»; «Требования к педагогу, работающему с ребенком с аутистическими нарушениями»; «Особенности организации взаимодействия в диаде педагог-ребенок с аутистическими нарушениями». Был организован просмотр с дальнейшим обсуждением фото и видеоматериалов по организации образовательного процесса с ребенком с аутистическими нарушениями. Активное участие присутствующие приняли в практической работе в группах, итогом которой стала разработка памятки для педагогов по организации взаимодействия с ребенком с аутистическими нарушениями.

 

Городское методическое объединение учителей-дефектологов ПКПП учреждений общего среднего образования

26 октября 2017 года на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 43 г. Могилева» состоялось заседание методического объединения учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений общего среднего образования  г. Могилева, организованное Могилевским городским ЦКРОиР, на тему: «Традиционный и инновационный подходы к проблемам формирования навыков звукового анализа и синтеза с целью профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста с нерезко выраженным общим недоразвитием речи». В работе методического объединения приняли участие учителя-дефектологи пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений общего среднего образования, работающие с детьми с нарушениями речи, с нарушениями психического образования (трудностями в обучении) на уровне общего среднего образования.   Учителем-дефектологом государственного учреждения образования «Средняя школа № 43 г. Могилева»  Богатыревой Ж.Г. были рассмотрены следующие вопросы: некоторые теоритические вопросы дисграфии, причины, виды дисграфии, классификация дисграфических ошибок, этапы работы по коррекции дисграфии. Были представлены фото и видеоматериалы по коррекции дисграфии на различных этапах, с использованием дидактических игр. Учитель-дефектолог Миронова Е.Т. государственного учреждения образования «Средняя школа № 43 г. Могилева»  презентовала возможности сервиса LearningApps.org для развития навыка звукового анализа у учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Особое внимание привлекли продемонстрированные педагогом компьютерные игры и упражнения, направленные на коррекцию и исправление нарушений речи. Кривко Ю.А., учитель-дефектолог Могилевского городского ЦКРОиР, познакомила с опытом работы  Лобановой Н.Н., учителя-дефектолога государственного учреждения образования «Ясли-сад-средняя школа № 73 г. Гомеля», «Использование мультимедийных интерактивных игр на коррекционных занятиях по преодолению дисграфии, дислексии у учащихся с ОПФР», представленном на республиканском семинаре «Реализация дифференцированного подхода в методике обучения и коррекционной работе с детьми с трудностями в обучении» в октябре 2017 года на базе государственного учреждения образования «Академия последипломного образования». Все выступления носили практико-ориентированную направленность. В ходе обмена мнениями присутствующие отметили высокий профессиональный уровень педагогов и пожелали дальнейших творческих успехов.

Ю. А. Кривко, учитель-дефектолог
Могилевского городского ЦКРОиР,
руководитель методического объединения

 

Интерактивные формы взаимодействия с семьей

19 октября 2017 года в государственном учреждении образования «Ясли-сад № 79 г. Могилева» состоялось городское методическое объединение учителей-дефектологов, учителей, воспитателей учреждений образования, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи и нарушением слуха, организованное Могилевским городским ЦКРОиР на  тему: «Взаимодействие специалистов с семьями воспитанников с целью преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития».  В ходе заседания участники познакомились  с педагогическим опытом педагогов  государственного учреждения образования «Ясли-сад № 79 г. Могилева». Заместитель заведующего Михневич О.В. в своем выступлении  «Организация эффективного взаимодействия специалистов учреждения дошкольного образования с семьями воспитанников», отметила, как важно с первого знакомства завоевать доверие родителей, разрушить негативный психологический барьер, внушить им доброжелательное отношение к дошкольному учреждению. Для этого необходимо: уделять большое внимание созданию интерьера, комфорта, уюта во всех помещениях учреждения образования; а также важно наличие наглядной информации о деятельности дошкольного учреждения. Особое внимание уделила активному, пассивному, интерактивному методам взаимодействия с семьями воспитанников. Об использовании метода наглядного моделирования в логопедической практике с родителями детей младшего дошкольного возраста рассказала учитель-дефектолог Кругликова Т.А. Учитель-дефектолог Чубукова Н.Н., представила опыт по использованию такой формы работы, как семинар-практикум «Волшебный мир звуков»  в работе с родителями детей старшего дошкольного возраста по подготовке детей к школе. Живое  обсуждение, желание поделиться своим опытом, вызвало у присутствующих выступление учителя-дефектолога Германович А.Д. по организации работы по закреплению у детей речевых навыков в домашних условиях. Участникам заседания была предоставлена возможность на практике апробировать приемы обучения родителей методу наглядного моделирования, тренировки навыка дифференциации согласных по твердости-мягкости.  Участники заседания  в группах разработали варианты памяток для родителей «Как помочь ребенку научиться красиво говорить?», которые войдут в их методическую копилку. При подведении итогов методического объединения педагоги отметили, что интерактивные формы работы помогают в организации эффективного взаимодействия специалистов учреждения дошкольного образования с семьями воспитанников.


 

Семинар-практикум для педагогов, работающих с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями

12 октября 2017  на базе государственного учреждения образования «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» состоялся семинар-практикум для педагогов, работающих с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями на тему: «Использование методики раннего вмешательства Portage» с целью создания условий профессионального роста, развития творческого потенциала, самореализации, самоактуализации и самоорганизации педагогов.  С методикой  Рortage участников семинара познакомила         Шварц Галина Николаевна, исполнительный директор МОО «Волюнтас», которая отметила, что успех использования такой системы работы заключается в том, что она соответствует индивидуальным потребностям каждого ребенка. Присутствующие научились оценивать навыки, имеющиеся у ребенка, с использованием проверочного листа методики Рortage, включающего список базовых навыков, а также отметили, что очень важно уметь анализировать и описывать поведение ребенка для формулировки четких педагогических целей.

Учимся вместе

5 октября 2017 года на базе государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка № 1 г. Могилева» состоялась городская школа молодого учителя-дефектолога  на тему: «Практикум по ведению документации учителя-дефектолога», организованная Могилевским городским ЦКРОиР.  Целью данного заседания являлось создание условий для личностного и профессионального роста молодых учителей-дефектологов, их самореализации и социализации в условиях современного учреждения образования средствами методической работы. Участники заседания рассмотрели следующие вопросы: «Основные аспекты организации коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи»;  «Перечень документации учителя-дефектолога»; «Современные подходы к планированию работы учителя-дефектолога (из опыта работы)»; «Алгоритм составления аналитического отчета учителя-дефектолога за год»  . Активное участие педагоги приняли в практикуме по составлению индивидуального перспективного планирования в пункте коррекционно-педагогической помощи на основании данных об индивидуально-типологических особенностях обучающихся».