Государственное учреждение образования "Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации"

Главная

Одно окно

Для Вас, родители

Педагогам

2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Нормативные правовые документы

Постановление Министерства Образования Республики Беларусь от 26 июня 2017 года № 65 об Учебных планах специального образования на 2017/2018 год

Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2017/2018 учебном году»

Инструктивно методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2017/2018 учебном году»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Каникулы 2017/2018 учебный год

Нормативные правовые документы, регулирующие деятельность учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования расположены на сайтах отдела специального образования Министерства образования Республики Беларусь www.asabliva.by и Национального института образования www.adu.by

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЦИКЛОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ , РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

30 ноября 2017 года в государственном учреждении образования «Ясли-сад № 108 г.Могилева»  состоялось городское методическое объединение учителей-дефектологов, учителей, воспитателей учреждений образования, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи и нарушением слуха, организованное Могилевским городским ЦКРОиР на  тему: Комплексный подход  к преодолению речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. В ходе заседания участники познакомились с опытом работы педагогов  государственного учреждения образования «Ясли-сад  № 108 г. Могилева». Заместитель заведующего Е. П. Юсифова  познакомила  с условиями осуществления комплексного подхода к преодолению речевых нарушений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи и  командой специалистов, работающих с данной категорией детей.  Участники заседания, с целью актуализации проблемного поля, приняли участие в  интерактивной игре «Алфавит». Учитель-дефектолог Могилевского городского ЦКРОиР М.В. Шафрановская акцентировала внимание присутствующих на теоретических аспектах реализации комплексного подхода в работе с детьми с особенностями психофизического развития. После  видеопросмотра  занятия «Осенние приключения» в специальной  группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, педагоги приняли участие в практикуме по постановке коррекционно-развивающих  задач. Интерес у присутствующих вызвал опыт учителя-дефектолога специальной группы ясли-сада № 108 г. Могилева О.Н. Мамоновой по реализации комплексного подхода к развитию детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактических игр и упражнений. Живое  обсуждение, желание поделиться своим опытом, вызвало практическое участие в  отработке комплексного подхода через использование разнообразных дидактических игр. При подведении итогов заседания педагоги отметили, что  комплексный подход, реализованный через  организацию тесного взаимодействия команды специалистов и родителей, грамотно организованная предметно-развивающая среда, оптимальный выбор методов и приемов, адекватных возрасту и структуре дефекта  детей с тяжелыми нарушениями речи, способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка, помогают достичь эффективных и стабильных результатов.

Радужная феерия

23 ноября 2017 года состоялось заседание педагогической студии «Вдохновение» педагогов государственного учреждения образования «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и воспитания»   на тему «Радужная феерия», с целью формирования личности педагога, обладающего, как теоретическими знаниями, так и профессиональными умениями. Участники заседания  актуализировали знания о развитии зрительного анализатора в онтогенезе, обсудили рекомендации для родителей  «Профилактика и коррекция нарушений зрения», познакомились с офтальмотренажёрами для детей раннего и дошкольного возраста.  Гимнастика для глаз «Веселая неделька» позволила педагогам дать отдых своим глазам, а также способствовала повышению продуктивности творческой мастерской «Офтальмотренажеры своими руками». Высокую активность проявили участники заседания в презентации проектов по использованию пособий и игр для учащихся центра с нарушениями зрения. При подведении итогов методического объединения педагоги отметили практическую значимость полученных знаний и умений, а также выразили готовность их использовать в своей работе.

 

Тематическая консультация для учителей-предметников

22 ноября 2017 года на базе государственного учреждения образования «Вспомогательная школа г. Могилева» состоялась городская тематическая консультация для учителей-предметников, работающих на второй ступени общего среднего образования в специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания на тему: «Актуализация и углубление предметных знаний учителей, совершенствование методики преподавания учебных предметов учащимся с интеллектуальной недостаточностью на второй ступени общего среднего образования», организованная государственным учреждением образования «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». В ходе консультации рассмотрели специфические особенности организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития на второй ступени общего среднего образования, создание образовательной среды. Учитель вспомогательной школы г. Могилева Е.В. Сетько представила свой опыт обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью работе с деловыми бумагами. Специалист учреждения образования «Могилёвский государственный областной институт развития образования»  Т.В. Матюшонок рассказала об особенностях взаимодействия учителя и учеников, о специфике использования методов обучения, формах работы на уроке. Заместитель директора по УР вспомогательной школы г. Могилева В.Ф. Рощенко уделила внимание системе оценивания учебных достижений учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

 

Компетентностный подход в работе с детьми с особенностями психофизического развития

16 ноября 2017 года в государственном учреждении образования «Средняя школа № 13 г. Могилева» состоялось городское методическое объединение учителей-дефектологов специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания на тему: «Включение учителей в деятельность по освоению способов реализации компетентностного подхода в образовательный процесс учащихся с особенностями психофизического развития», организованное Могилевским городским ЦКРОиР. В ходе заседания участники актуализировали знания о реализации компетентностного подхода   в образовательный процесс учащихся с особенностями психофизического развития посредством интерактивной методики «Ассоциации». Учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Средняя школа № 13 г. Могилева» Казаткова Н.А. предложила вспомнить словарь основных понятий по проблеме компетентностного обучения. Каким образом на практике реализуется компетентностный подход, продемонстрировала учитель-дефектолог  государственного учреждения образования «Средняя школа № 13 г. Могилева» Дудкова И.В. на открытом уроке   по  учебному предмету «Человек и мир». Анализ урока педагоги осуществили через работу с технологической картой просмотренного урока с точки зрения определения компетенций и аспектов компетенций, с которыми работал педагог на каждом этапе урока. В помощь участники заседания в свою методическую копилку получили памятку по аспектам учебно-познавательной, коммуникативной, информационной общекультурной компетенций. При подведении итогов методического объединения педагоги отметили практическую значимость полученных знаний и выразили готовность их использовать в своей работе.

Семинар-практикум для педагогов г Могилева, работающих с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями на дому

9 ноября 2017 года на базе государственного учреждения образования «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» состоялось второе заседание городского семинара-практикума для педагогов, работающих с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями на дому на тему «Ключевые элементы методики «Portage». Участники заседания познакомились с алгоритмом постановки долговременных целей, научились проводить анализ задач, разрабатывать стратегии, поддерживающие процесс обучения. Шварц Галина Николаевна, исполнительный директор МОО «Волюнтас», в своем выступлении отметила, что при работе по методике «Portage» родители обучаются приемам и навыкам работы по формированию базовых навыков у своих детей, участвуют в оценке навыков и умений, приобретенных ребенком, и определении как долгосрочных, так и кратковременных целей обучения для своего ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей. Из пассивного наблюдателя семья превращается в активного участника образовательного процесса. Работа по методике «Portage» позволяет эффективно организовать межведомственное сотрудничество специалистов, работающих с детьми с особенностями психофизического развития. Активное участие педагоги приняли в практикуме по заполнению оценочного листа домашнего посетителя, постановке долговременных целей и конкретных задач, разработке видов деятельности по методике «Portage».

Городское методическое объединение педагогов учреждений образования г. Могилева, работающих с детьми с аутистическими нарушениями

26 октября 2017 года  на базе государственного учреждения образования «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» состоялось городское методическое объединение педагогов учреждений образования г. Могилева, работающих с детьми с аутистическими нарушениями на тему «Особенности коррекционной работы с ребенком с аутистическими нарушениями на начальном этапе» в форме семинара-практикума.  В ходе заседания были рассмотрены следующие вопросы: «Практическое использование специфических методов и приемов при обследовании детей с аутистическими нарушениями»; «Выделение этапов работы при организации образовательного процесса с ребенком с аутистическими нарушениями»; «Организация среды (помещение, рабочее место, последовательность и оформление предлагаемых занятий) при организации образовательного процесса с ребенком с аутистическими нарушениями (из опыта работы)»; «Требования к педагогу, работающему с ребенком с аутистическими нарушениями»; «Особенности организации взаимодействия в диаде педагог-ребенок с аутистическими нарушениями». Был организован просмотр с дальнейшим обсуждением фото и видеоматериалов по организации образовательного процесса с ребенком с аутистическими нарушениями. Активное участие присутствующие приняли в практической работе в группах, итогом которой стала разработка памятки для педагогов по организации взаимодействия с ребенком с аутистическими нарушениями.

 

Городское методическое объединение учителей-дефектологов ПКПП учреждений общего среднего образования

26 октября 2017 года на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 43 г. Могилева» состоялось заседание методического объединения учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений общего среднего образования  г. Могилева, организованное Могилевским городским ЦКРОиР, на тему: «Традиционный и инновационный подходы к проблемам формирования навыков звукового анализа и синтеза с целью профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста с нерезко выраженным общим недоразвитием речи». В работе методического объединения приняли участие учителя-дефектологи пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений общего среднего образования, работающие с детьми с нарушениями речи, с нарушениями психического образования (трудностями в обучении) на уровне общего среднего образования.   Учителем-дефектологом государственного учреждения образования «Средняя школа № 43 г. Могилева»  Богатыревой Ж.Г. были рассмотрены следующие вопросы: некоторые теоритические вопросы дисграфии, причины, виды дисграфии, классификация дисграфических ошибок, этапы работы по коррекции дисграфии. Были представлены фото и видеоматериалы по коррекции дисграфии на различных этапах, с использованием дидактических игр. Учитель-дефектолог Миронова Е.Т. государственного учреждения образования «Средняя школа № 43 г. Могилева»  презентовала возможности сервиса LearningApps.org для развития навыка звукового анализа у учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Особое внимание привлекли продемонстрированные педагогом компьютерные игры и упражнения, направленные на коррекцию и исправление нарушений речи. Кривко Ю.А., учитель-дефектолог Могилевского городского ЦКРОиР, познакомила с опытом работы  Лобановой Н.Н., учителя-дефектолога государственного учреждения образования «Ясли-сад-средняя школа № 73 г. Гомеля», «Использование мультимедийных интерактивных игр на коррекционных занятиях по преодолению дисграфии, дислексии у учащихся с ОПФР», представленном на республиканском семинаре «Реализация дифференцированного подхода в методике обучения и коррекционной работе с детьми с трудностями в обучении» в октябре 2017 года на базе государственного учреждения образования «Академия последипломного образования». Все выступления носили практико-ориентированную направленность. В ходе обмена мнениями присутствующие отметили высокий профессиональный уровень педагогов и пожелали дальнейших творческих успехов.

Ю. А. Кривко, учитель-дефектолог
Могилевского городского ЦКРОиР,
руководитель методического объединения

 

Интерактивные формы взаимодействия с семьей

19 октября 2017 года в государственном учреждении образования «Ясли-сад № 79 г. Могилева» состоялось городское методическое объединение учителей-дефектологов, учителей, воспитателей учреждений образования, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи и нарушением слуха, организованное Могилевским городским ЦКРОиР на  тему: «Взаимодействие специалистов с семьями воспитанников с целью преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития».  В ходе заседания участники познакомились  с педагогическим опытом педагогов  государственного учреждения образования «Ясли-сад № 79 г. Могилева». Заместитель заведующего Михневич О.В. в своем выступлении  «Организация эффективного взаимодействия специалистов учреждения дошкольного образования с семьями воспитанников», отметила, как важно с первого знакомства завоевать доверие родителей, разрушить негативный психологический барьер, внушить им доброжелательное отношение к дошкольному учреждению. Для этого необходимо: уделять большое внимание созданию интерьера, комфорта, уюта во всех помещениях учреждения образования; а также важно наличие наглядной информации о деятельности дошкольного учреждения. Особое внимание уделила активному, пассивному, интерактивному методам взаимодействия с семьями воспитанников. Об использовании метода наглядного моделирования в логопедической практике с родителями детей младшего дошкольного возраста рассказала учитель-дефектолог Кругликова Т.А. Учитель-дефектолог Чубукова Н.Н., представила опыт по использованию такой формы работы, как семинар-практикум «Волшебный мир звуков»  в работе с родителями детей старшего дошкольного возраста по подготовке детей к школе. Живое  обсуждение, желание поделиться своим опытом, вызвало у присутствующих выступление учителя-дефектолога Германович А.Д. по организации работы по закреплению у детей речевых навыков в домашних условиях. Участникам заседания была предоставлена возможность на практике апробировать приемы обучения родителей методу наглядного моделирования, тренировки навыка дифференциации согласных по твердости-мягкости.  Участники заседания  в группах разработали варианты памяток для родителей «Как помочь ребенку научиться красиво говорить?», которые войдут в их методическую копилку. При подведении итогов методического объединения педагоги отметили, что интерактивные формы работы помогают в организации эффективного взаимодействия специалистов учреждения дошкольного образования с семьями воспитанников.


 

Семинар-практикум для педагогов, работающих с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями

12 октября 2017  на базе государственного учреждения образования «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» состоялся семинар-практикум для педагогов, работающих с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями на тему: «Использование методики раннего вмешательства Portage» с целью создания условий профессионального роста, развития творческого потенциала, самореализации, самоактуализации и самоорганизации педагогов.  С методикой  Рortage участников семинара познакомила         Шварц Галина Николаевна, исполнительный директор МОО «Волюнтас», которая отметила, что успех использования такой системы работы заключается в том, что она соответствует индивидуальным потребностям каждого ребенка. Присутствующие научились оценивать навыки, имеющиеся у ребенка, с использованием проверочного листа методики Рortage, включающего список базовых навыков, а также отметили, что очень важно уметь анализировать и описывать поведение ребенка для формулировки четких педагогических целей.

Учимся вместе

5 октября 2017 года на базе государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка № 1 г. Могилева» состоялась городская школа молодого учителя-дефектолога  на тему: «Практикум по ведению документации учителя-дефектолога», организованная Могилевским городским ЦКРОиР.  Целью данного заседания являлось создание условий для личностного и профессионального роста молодых учителей-дефектологов, их самореализации и социализации в условиях современного учреждения образования средствами методической работы. Участники заседания рассмотрели следующие вопросы: «Основные аспекты организации коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи»;  «Перечень документации учителя-дефектолога»; «Современные подходы к планированию работы учителя-дефектолога (из опыта работы)»; «Алгоритм составления аналитического отчета учителя-дефектолога за год»  . Активное участие педагоги приняли в практикуме по составлению индивидуального перспективного планирования в пункте коррекционно-педагогической помощи на основании данных об индивидуально-типологических особенностях обучающихся».