Государственное учреждение образования "Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации"

Главная

Одно окно

Для Вас, родители

Педагогам

 

Анализ работы
семинара-практикума для педагогов, работающих с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями на дому
в 2017/2018 учебном году

Цель семинара: создание условий профессионального роста, развития творческого потенциала, самореализации, самоактуализации и самоорганизации педагогов, работающих с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
Задачи:
1. обеспечить научно-методическую поддержку по внедрению современных и эффективных методов и приемов методики раннего вмешательства Portage в практику педагога, работающего с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями на дому;
2. поддерживать и стимулировать инициативу педагогов, развивать их мотивацию достижения личностно-профессионального успеха.
Целевая аудитория: учителя – дефектологи, учителя, воспитатели учреждений образования, работающих с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями на дому (таблица).
Место проведения: Государственное учреждение образования «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
Всего было запланировано и проведено 4 заседания.
1 заседание состоялось 12.10.2017 на тему: «Использование методики раннего вмешательства Portage» с целью создания условий профессионального роста, развития творческого потенциала, самореализации, самоактуализации и самоорганизации педагогов. Успех использования такой системы работы заключается в том, что она соответствует индивидуальным потребностям каждого ребенка. Присутствующие научились оценивать навыки, имеющиеся у ребенка, с использованием проверочного листа методики Рortage, включающего список базовых навыков, а также отметили, что очень важно уметь анализировать и описывать поведение ребенка для формулировки четких педагогических целей.
9.11. 2017 года состоялось второе заседание на тему «Ключевые элементы методики «Portage». Участники заседания познакомились с алгоритмом постановки долговременных целей, научились проводить анализ задач, разрабатывать стратегии, поддерживающие процесс обучения. Работая по методике «Portage» родители обучаются приемам и навыкам работы по формированию базовых навыков у своих детей, участвуют в оценке навыков и умений, приобретенных ребенком, и определении как долгосрочных, так и кратковременных целей обучения для своего ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей. Из пассивного наблюдателя семья превращается в активного участника образовательного процесса. Работа по методике «Portage» позволяет эффективно организовать межведомственное сотрудничество специалистов, работающих с детьми с особенностями психофизического развития. Активное участие педагоги приняли в практикуме по заполнению оценочного листа домашнего посетителя, постановке долговременных целей и конкретных задач, разработке видов деятельности по методике «Portage».
3 заседание прошло 7.12.2017 года на тему «Методика Portage. Работа с информацией, содержащейся в таблице деятельности». При разборе домашнего задания, педагоги поделились первым опытом использования таблиц деятельности Portage, а совместное обсуждение полученных результатов создало ситуацию «консилиума специалистов». Данная форма работы дает возможность поделиться успехами и обсудить трудности, найти пути их преодоления. Такое взаимное сотрудничество способствует достижению более высоких результатов в развитии ребенка с особенностями психофизического развития. Шварц Г. Н., исполнительный директор МОО «Волюнтас», обучила определению последовательности программных целей и анализу задач. Особое внимание уделила четырем основным моделям формирования навыка у ребенка, суть которых заключается в действии от обратного, уменьшении поддерживающей помощи, создании условий для безошибочного выполнения действий, изменении используемого материала от простого к сложному. В ходе практикума участники заседания самостоятельно разработали составляющие навыки и их последовательность формирования при обучении ребенка чистке зубов, мытья и вытирания рук. При подведении итогов семинара участники отметили практическую значимость полученных знаний и умений.
16 марта 2018 года заключительное заседание семинара-практикума на тему: «Методика Portage. Анализ задач: стратегии, поддерживающие процесс обучения.  Практическая отработка видов деятельности по методике». Система обучения Portage не только предлагает структуру, помогающую приобретать новые навыки, но также предлагает стратегии, способствующие развитию ребенка и контролирующие его развитие на различных стадиях обучения – от приобретения до адаптации. Подробно классифицированные обучающие приемы системы Portage, модификации режима дня, четко описанные игровые возможности позволяют обеспечивать высококачественное обучение, необходимое для самостоятельного использования любого навыка, приобретенного при помощи системы Portage. Участники заседания познакомились с опытом работы педагогов по внедрению современных и эффективных методов и приемов методики раннего вмешательства Portage.
При подведении итогов участники заседания выразили огромную благодарность, отметили высокий профессионализм и практическую значимость представленного опыта работы, который позволил актуализировать и углубить знания использования методики раннего вмешательства Portage. По итогам работы семинара-практикума педагогам были вручены сертификаты.

руководитель семинара-практикума
Яроховец Анастасия Вячеславовна

 

Отчет о работе педагогической студии «Вдохновение»
педагогов Могилевского городского ЦКРОиР
за 2017/2018 учебный год
учителя-дефектолога

С целью формирования творческой личности педагога, обладающего как теоретическими знаниями, так и профессиональными умениями в 2017/2018 учебном году осуществлялась работа педагогической студия «Вдохновение» для педагогов Могилевского городского ЦКРОиР.
Педагогическая студия является эффективной формой повышения профессиональной и методической компетентности педагогов.
Преимущества этой формы организации помощи очевидны: педагогическая студия имеет широкую направленность, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы.
Обучение в педагогической студии осуществляется на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом.
В работе студии принимает участие весь педагогический коллектив (учителя-дефектологи, воспитатели, педагог-психолог, инструктор-методист по физической культуре, музыкальный работник), где обеспечивается взаимодействие педагогов разного возраста, разного уровня профессионального мастерства. Это дает возможность педагогам проработать проблемную тему, проявить свои возможности, реализовать идеи, с учетом их реального профессионального потенциала.
В работе используются наиболее продуктивные методы работы: проблемный, игровой практикум, уроки творчества, моделирование, дискуссия, анализ и др.. Использование разнообразных форм позволяет преодолеть монотонность мероприятий, изменить ролевые действия педагогов, по-другому взглянуть на ситуацию, мобилизовать свой творческий потенциал, переосмыслить сложившиеся в процессе деятельности стереотипы, отношение к деятельности.
В течение года в рамках работы педагогической студии «Вдохновение» реализовывались следующие задачи: стимулирование интереса и мотивации к самообразованию, профессиональному и личностному развитию каждого участника педагогической студии, раскрытие и реализация их творческого потенциала; развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.

Педагогическая студия осуществляла свою работу в соответствии с планом работы. Проведено 2 заседания:
Заседание 1. Тема: «Радужная феерия» 
Заседание 2. Тема: «Звуки вокруг нас»
Представлены практические наработки в форме папок – передвижек «Приёмы развития зрительного восприятия и профилактики зрительных нарушений», «Пособия по развитию слухового восприятия своими руками» (руководство для родителей). В рамках творческой мастерской изготовлены офтальмотренажеры своими руками, музыкальные инструменты: «маракасы», «шум дождя». Педагоги классов презентовали пособия, которые используются ими в работе с детьми по развитию зрительного, слухового восприятия.
Опыт деятельности педагогической студии обобщался после завершения работы над темой, материалы работы и отчетная документация педагогической студии собраны и систематизированы в папке и на электронном носителе. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов разрабатывались рекомендации, которые фиксировались в протоколе. Деятельность педагогической студии координировалась заместителем директора по основной деятельности.
В 2018/2019 учебном году педагогическая студия «Вдохновение» продолжит свою работу, в рамках которой планируется изготовление дидактических пособий и систематизация игр для работы с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, обобщение опыта работы с детьми с сенсорными нарушениями.
Разработан план работы, задачи и направления, запланировано два заседания:
Заседание 1. Тема: «Мир ощущений»
Заседание 2. Тема: «Чудесная шкатулка»

Анализ работы
методического объединения учителей-дефектологов, учителей, воспитателей учреждений образования, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи и нарушением слуха
«Компетентностный подход в работе с детьми
с тяжелыми нарушениями речи и нарушением слуха»
за 2017/2018 учебный год

В 2017/2018 учебном году состоялось 4 заседания методического объ­единения, целью которого было создание условий профессионального роста, развития творческого потенциала, самореализации, самоактуализации и самоорганизации педагогов, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи и нарушением слуха на основе компетентностного подхода
В процессе достижения поставленной цели были реализованы следую­щие задачи: Обеспечить на уровне методического объединения методическое сопровождение личностно-профессионального развития педагогов, их творческого потенциала, коммуникативной культуры.
Обеспечить научно-методическую поддержку по внедрению современных и эффективных образовательных методов и приемов в практику педагога, работающего с детьми с тяжелыми нарушениями речи и нарушением слуха.
Поддерживать и стимулировать инициативу педагогов, развивать их мотивацию достижения личностно-профессионального успеха.
Заседание № 1 по теме «Взаимодействие специалистов с семьями воспитанников с целью преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития» прошло в форме методической гостиной 19.10.2017 г.,  в государственном учреждении образования «Ясли-сад № 79 г. Могилева».
В ходе заседания участники познакомились  педагогическим опытом педагогов  государственного учреждения образования «Ясли-сад № 79 г. Могилева». Заместитель заведующего Михневич О.В. в своем выступлении  «Организация эффективного взаимодействия специалистов учреждения дошкольного образования с семьями воспитанников», отметила, как важно с первого знакомства завоевать доверие родителей, разрушить негативный психологический барьер, внушить им доброжелательное отношение к дошкольному учреждению. Для этого необходимо: уделять большое внимание созданию интерьера, комфорта, уюта во всех помещениях учреждения образования; наличие наглядной информации о деятельности дошкольного учреждения. Особое внимание уделила методам взаимодействия: активному, пассивному, интерактивному. Об использовании метода наглядного моделирования в логопедической практике с родителями детей младшего дошкольного возраста рассказала учитель-дефектолог Кругликова Т.А. Учитель- дефектолог Чубукова Н.Н., представила опыт по использованию формы «Семинар-практикум» в работе с родителями детей старшего дошкольного возраста по подготовке детей к школе «Волшебный мир звуков». Живое  обсуждение, желание поделиться своим опытом, вызвало выступление учителя-дефектолога Германович А.Д. по организации работы по закреплению у детей речевых навыков в домашних условиях. Участникам заседания была предоставлена возможность на практике апробировать приемы обучения родителей методу наглядного моделирования, тренировки навыка дифференциации согласных по твердости-мягкости.  Участники заседания  в группах разработали варианты памяток для родителей ««Как помочь ребенку научиться красиво говорить?», которые войдут в их методическую копилку. При подведении итогов методического объединения педагоги отметили, что интерактивные формы работы помогают в организации эффективного взаимодействия специалистов учреждения дошкольного образования с семьями воспитанников.
Заседание № 2 по теме «Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» состоялось 30.11.2017г. в государственном учреждении образования «Ясли-сад № 108 г. Могилева» в форме педагогической мастерской.
Педагогический коллектив ГУО «Ясли-сад № 108 г. Могилева» презенто­вал опыт работы по реализации комплексного подхода к преодолению речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Заместитель заведующего  Юсифова Е. П.,  познакомила  с условиями осуществления комплексного подхода к преодолению речевых нарушений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи и  командой специалистов, работающих с данной категорией детей.  Участники заседания, с целью актуализации проблемного поля, приняли участие в  интерактивной игре «Алфавит». Учитель-дефектолог Могилевского городского ЦКРОиР М.В. Шафрановская акцентировала внимание присутствующих на теоретических аспектах реализации комплексного подхода в работе с детьми с особенностями психофизического развития. После  видеопросмотра  занятия «Осенние приключения» в специальной  группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, педагоги приняли участие в практикуме по постановке коррекционно-развивающих  задач. Интерес у присутствующих вызвал опыт учителя-дефектолога специальной группы ясли-сада № 108 г. Могилева О.Н. Мамоновой по реализации комплексного подхода к развитию детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактических игр и упражнений. Живое  обсуждение, желание поделиться своим опытом, вызвало практическое участие в  отработке комплексного подхода через использование разнообразных дидактических игр. При подведении итогов заседания педагоги отметили, что  комплексный подход, реализованный через  организацию тесного взаимодействия команды специалистов и родителей, грамотно организованная предметно-развивающая среда, оптимальный выбор методов и приемов, адекватных возрасту и структуре дефекта  детей с тяжелыми нарушениями речи, способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка, помогают достичь эффективных и стабильных результатов.

Заседание № 3 по теме «Повышение качества образовательного процесса посредством создания специальных условий для воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» состоялось 25.01. 2018 г. на базе государственного учреждения образования «Ясли сад № 72 г. Могилева в форме семинара-практикума.
В ходе заседания был представлен как опыт педагогов  государственного учреждения образования «Ясли-сад  № 72 г. Могилева», так и опыт учреждений образования г. Могилева, создавших условия для обучения и воспитания детей с нарушением слуха и тяжелыми нарушениями речи.
Заведующий  государственного учреждения образования «Ясли-сад  № 72 г. Могилева» Орехова  М.С. познакомила  визитной карточкой своего учреждения и условиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Интервью, взятое у участников заседания, позволило актуализировать знания об основных группах средовых ресурсов и их составляющих образования детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания (Гетманская Л.Г., учитель-дефектолог Могилевского городского ЦКРОиР).
 Панорама представленного опыта познакомила с использованием специальных условий с целью повышения качества образовательного процесса: детей дошкольного возраста в условиях специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Максимова  Е.Е., учитель-дефектолог ГУО «Ясли-сад № 8 г. Могилева»); детей дошкольного возраста в условиях интегрированной и специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Молочникова Н.А., заместитель заведующего по основной деятельности, Чепикова  И.К., учитель-дефектолог ГУО «Ясли-сад № 72 г.Могилева»); детей младшего школьного возраста в условиях интегрированного класса для учащихся  с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями психического развития (трудностями в обучении)    (Зайцева С.М., учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа № 38 г.Могилева»).
Особый интерес вызвало блиц-представление средовых ресурсов, созданных в учреждениях образования г. Могилева, реализующих образовательные программы специального образования для детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушением слуха       в котором приняли участие учителя-дефектологи учреждений образования   г. Могилева, создавших условия для обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушением слуха. Много полезных приемов, для использования в соей дальнейшей практике почерпнули учителя-дефектологи из опыта по использованию технология ТРИЗ с целью повышения качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи (Молочникова Н.А., заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад № 72 г.Могилева»).
Активное участие приняли педагоги в составлении схемы анализа занятия с позиции оценки ресурсного обеспечения адаптивной образовательной среды для детей с ОПФР .
При подведении итогов заседания педагоги отметили, что  создание специальных условий для воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи является необходимым условием для повышения качества образовательного процесса.
Заседание № 4 по теме: « Использование фонетической ритмики в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха» состоялось12.04.2018 года на базе государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка № 4 г. Могилева».
В ходе заседания участники познакомились с опытом педагогов  государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка № 4 г. Могилева».
Старший преподаватель кафедры специальных психолого-педагогических дисциплин ГУО МГУ им. А.А. Кулешова Томашева Е. П. акцентировала внимание присутствующих на научно-методических основах организации и проведения фонетической ритмики с детьми с нарушением слуха.
В рамках темы заседания методического объединения участникам был предложен просмотр занятия  с детьми старшей группы интегрированного обучения и воспитания по образовательной области «Искусство» (музыкальная деятельность) по теме: «Весенние мелодии». Данное занятие было представлено в виде совместной  деятельности музыкального руководителя Комаровой Н.П. и учителя-дефектолога  ГУО «ДЦРР №4 г.Могилева»  Патрусовой Н.Н.,   по музыкальной стимуляции детей с нарушением слуха. Живое  обсуждение между участниками заседания проходило после просмотра занятия и видеоматериалов достижеий в музыкальной и художественно-речевой деятельности выпускников ГУО «ДЦРР №4 г.Могилева» с нарушением слуха. 
Интерес у присутствующих вызвала возможность, предоставленная участникам заседания, выполнить практические упражнения с элементами фоноритмики после просмотра видеоматериалов учителя-дефектолога  ГУО «ДЦРР №4 г. Могилева» Патрусовой Н.Н. по проведению подгрупповой и индивидуальной работы с использованием фонетической ритмики с  дошкольниками с нарушением слуха.
Участники заседания отметили  преемственность в работе воспитателя  ГУО «ДЦРР №4 г.Могилева» Дрягиной Л.И. и учителя дефектолога после просмотра  видеоматериалов по проведению дидактической игры с включением фонетической ритмики в работе  с  дошкольниками с нарушением слуха.
Учитель-дефектолог ГУО  «Ясли-сад №81 г. Могилева» Зоричева С.А. поделилась опытом работы над вибрационным компонентом в развитии темпо-ритмической стороны речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха, представила практические пособия, используемые в работе по данному направлению. 
При подведении итогов заседания педагоги отметили, что  встреча была содержательной, насыщенной и продуктивной, а представленный опыт был практически полезным  и возможен в применении не только с детьми с нарушением слуха, но и с детьми с нарушениями речи в работе над произносительной стороной речи.
Анализ оценочных анкет методического объединения показал, что наиболее предпочтительными формами проведения заседания являются: интер­активная игра, презентация опыта работы, круглый стол.
С целью планирования методической работы на 2018/2019 учебный год было проведено анкетирование учителей-дефектологов, в резуль­тате которого  выявлены запросы педагогов и обозначены актуальные вопросы для изучения:
-формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста с РДА,
- специфика работы с детьми дошкольного возраста с моторной алалией,
-формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи,
- профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста.

 

Руководитель
методического объединения                                      Зоричева С.Н.

 

Отчет по работе методического объединения учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений общего среднего образования за 2017/2018 учебный год

В 2017/2018 учебном году в городе действовало методическое объединение учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений общего среднего образования.
Целью данного методического объединения было создание условий для  профессионального совершенствования и развития творческого потенциала и педагогической компетенции учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений общего среднего образования.
Руководствуясь нормативными документами, учитывая объективный уровень обученности и развития учащихся, квалификацию членов МО и круг актуальных проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие задачи:

В состав участников методического объединения входили учителя-дефектологи пунктов коррекционно-педагогической помощи. Из них имеют высшую квалификационную категорию - 18%, первую квалификационную категорию - 47%, вторую квалификационную категорию - 10%, без категории – 25%.
Тематика заседаний МО определена задачами методической работы. При выборе тем учитывались профессиональные запросы учителей, актуальность рассматриваемых вопросов в текучем учебном году было запланировано и проведено 4 заседания МО. Типичной чертой заседаний является актуальность обсуждаемых вопросов, тщательная подготовка, практическая направленность, желание проанализировать и откорректировать свою деятельность с целью устранения причин,  негативно влияющих  на конечный результат. На заседаниях рассматривались следующие вопросы:
Заседание 1 (26.10.2017 г., государственное учреждение образования «Средняя школа № 43 г. Могилева»)
Тема: Традиционный и инновационный подходы к проблемам формирования навыков звукового анализа и синтеза с целью профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста с нерезко выраженным общим недоразвитием речи
Форма проведения: круглый стол
Заседание 2 (11.01.2018 г., государственное учреждение образования «Средняя школа № 34 г. Могилева»)
Тема: Повышение качества образовательного процесса посредством использования ЭСО в коррекционной работе в пункте коррекционно-педагогической помощи
Форма проведения: круглый стол
Заседание 3 (15.02.2018г., государственное учреждение образования «Средняя школа № 27 г. Могилева»)
Тема: Актуальные вопросы профилактики дискалькулии у детей с нарушениями речи на первой ступени общего среднего образования
Форма проведения: семинар-практикум
Заседание 4 (22.03. 2018 г., государственное учреждение образования «Средняя школа № 8 г. Могилева» и государственное учреждение образования «Ясли-сад № 70 г. Могилева»)
Тема: Преемственность в работе специалистов при переходе воспитанников с нарушениями речи на уровень общего среднего образования
Форма проведения: методический мост.
Все заседания МО были подготовлены и проведены в различных формах, имели ярко выраженную практическую направленность и несли конкретную информацию о деятельности членов объединения по рассматриваемому вопросу. Это делало работу более эффективной и качественной, давало педагогам возможность расширения теоретических знаний по рассматриваемому вопросу, знакомство с опытом работы коллег. Положительным являлось то, что каждый педагог старался поделиться с коллегами теоретическими и практическими знаниями по обсуждаемым вопросам, применению современных педагогических технологий.
Одной из важнейших задач МО является выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Многие педагоги распространяли свой опыт в различных печатных изданиях, через выступления на педагогических советах, семинарах, участие в конференциях, конкурсах различного уровня.
По итогам проведенной работы можно выделить следующие положительные моменты:

Вывод: работу методического объединения учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений общего среднего образования за 2017/2018 учебный год можно считать удовлетворительной.

Рекомендации на 2018/2019 учебный год